Рецензия: «Барселона» Роберт Хьюз

51feeuea9ml-_sx332_bo1204203200_

Недавно закончила читать монументальную книгу австралийского историка искусства Роберта Хьюза о Барселоне; том так и называется, «Барселона», в нем 541 страница текста (очень мелким шрифтом) и еще десять страниц библиографии. Это полная версия, вышедшая на английском в 1992; в 2004-ом книга была переиздана в укороченной версии под названием Barcelona: The Great Enchantress, в ней было чуть меньше 200 страниц, так что, как можно догадаться, Хьюза там порезали безбожно.

В какой-то степени причины так поступать имеются: Хьюз озабочивается структурой текста лишь весьма условно, его мысль бесконтрольно прыгает с анархистов на детали фасада, с истории средневекового святого на содержание королевских мемуаров и так далее. Исторический персонаж, о смерти которого в красках рассказывается на странице 335 (условно), на 350-ой странице снова жив, здоров и принимает решения об организации восстания. Уследить за этим невозможно, но, с моей точки зрения, и не нужно: в этой манере Хьюза рассказывать историю города есть что-то особенное, это будто действительно просто очень долгий разговор, а не учебник по истории.

На обложке англоязычного издания, которое читала я, написано, что это «irresistably opinionated guide» — и это святая правда. Хьюз не придерживается политики нейтральности и рассказывает о художниках, писателях и поэтах с большим количеством авторских ремарок. Сантьяго Русиньол и Рамон Касас – средней руки художники, а бедного Жузепа Марию Субиракса, который делал фасад Страстей для Саграда Фамилии, Хьюз просто растоптал. Имеет право, хотя я лично фасад Субиракса уже полюбила.

2-p1160614

Книга охватывает историю Барселоны с римских дней до смерти Гауди (1926 год); гражданская война не захватывается вообще никак. Хьюза интересуют в какой-то степени все аспекты городской жизни: и политика, и искусство, и экономика. Тем не менее, только об искусстве он пишет исчерпывающе, о политике и экономике он рассказывает забавные анекдоты, когда они приходятся к месту. Но благодаря его интересу ко всем аспектам при чтении создается полномерная картинка – кажется, что ты действительно начинаешь понимать, чем и как живет город.

Книга Хьюза входит в каждый список «книг о Барселоне, которые надо прочесть», и делает это вполне заслуженно. Я получила большое удовольствие от прочтения и могу смело рекомендовать «Барселону» всем, кого интересует история города. Единственной слабой главой, как ни странно, мне показалась глава об Антони Гауди: Хьюз явно очень против окончания строительства храма и манипулирует фактами в поддержку собственного мнения. Из его книги складывается впечатление, что Гауди не закончил собор вынужденно, потому что не хватило денег; это не то чтобы совсем неправда – но Гауди и не ставил себе целью закончить собор. Один из фасадов он даже не проектировал, рассчитывая, что допроектируют после его смерти – что в общем-то ставит под большой вопрос всю парадигму «надо оставить все так, как было на момент смерти Гауди»; с чего бы вдруг, если сам Гауди с идей посмертной коллаборации был вполне окей.

28020

На русском книгу публиковало издательство «Эксмо» под заголовком «Барселона. История города».

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s